Основные возможности среды программирования pascal abc. Среда программирования Тurbo Pascal

Практическая работа № 10

Тема: Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма.

Цель работы: изучить среду программирования и структуру программы Turbo Pascal, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.

Краткие теоретические сведения.

Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

· Прост для обучения.

· Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.

· Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.

· Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.

· Надежность разрабатываемых программ.

Турбо Паскаль - это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика BorlandInternational (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.

Основные файлы Турбо Паскаля:

· Turbo.exe - исполняемый файл интегрированной среды программирования;

· urbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи;

· Turbo.tp - файл конфигурации системы;

· Turbo.tpl - библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).

Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.

Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса.

Для входа в меню можно воспользоваться одним из способ:

· с помощью "мышки";

· с помощью клавиши F10;

· с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно - это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

Общие горячие клавиши:

· F1 - выводит окно подсказки;

· F2 - сохраняет файл активного окна;

· F3 - появление диалогового окна и возможность открыть файл;

· F4 - запускает программу до строки, на которой стоит курсор;

· F5 - масштабирует диалоговое окно;

· F6 - переходит к следующему открытому окну;

· F7 - запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;

· F8 - запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;

· F9 - компилирование программы в текущем окне;

· F10 - возвращение в меню.

Задание:

Познакомиться с текстом программы, написанном на языка Pascal.

1. Откройте окно и наберите текст следующей программы:
Program pr2;
vara,b,summa:integer;
begin
writeln(‘введите число а’);
readln(a);
writeln(‘введите число b’);
readln(b);
summa:=a+b;
writeln(‘сумма чисел’,a,’и’,b,’=’,summa);
end.

2. Измените данную программу для вывода разности чисел, их произведения и частного.

3. Тест «Среда программирования Pascal»

4. Контрольные вопросы

Что такое среда программирования?

1. Опишите среду программирования Тurbo Pascal.

3. Какова структура программы на языке Pascal?

4. Как осуществить запуск программы?

5. Сформулируйте определение понятия «язык программирования»

6. Сформулируйте определение понятия «программирование»

7. Сформулируйте определение понятия «среда программирования»

6.Сделать вывод о проделанной работе

Тест «Среда программирования Pascal»

1) Какие имена программы допустимы в среде программирования Паскаль:
а)picture б)самолет6 в) Myris 20 г) slon_132 д) lesl4

2) Какие служебные слова языка программирования составляют структуру программы:

3) Какая команда требуется для загрузки готовой программы:

b. Файл/ Открыть

c. Программа/ Выполнить

4) Какая команда требуется для сохранения программы:

b. Файл/ Открыть

c. Программа/ Выполнить

5) Какая команда требуется для выполнения программы:

b. Файл/ Открыть

c. Программа/ Выполнить

6) Какой знак препинания ставиться в конце каждого предложения (оператора).
a.‘ .’
b.‘ ; ‘
c.‘ : ‘

Система программирования TurboPascalпредставляет собой единство двух начал: компилятора с языком программированияPascalи некоторой инструментальной программной оболочки. Для краткости условимся в дальнейшем называть реализуемый компилятором язык программированияPascalязыкомTurboPascal, а разнообразные сервисные услуги, представляемые программной оболочкой - средойTurboPascal.

Для вызова системы Turbo Pascal следует дать команду:

По этой команде операционная система запустит на исполнение программу из файла turbo . exe : загрузит программу в оперативную память и передаст ей управление.

После успешного вызова системы экран компьютера приобретает вид:

Верхняя строка содержит меню возможных режимов работы Turbo Pascal, нижняя - краткую информацию о назначении основных функциональных клавиш. Вся остальная часть экрана принадлежит окну редактора. Новому файлу присваивается имя noname 00. pas . В среде Turbo Pascal можно работать одновременно с несколькими программами, каждая из которых может располагаться в отдельном окне редактора. Кроме окна редактора, используются следующие окна: отладочного режима, вывода результатов работы программы, справочной службы, и т.д. По желанию они могут вызываться на экран поочередно или присутствовать на нем одновременно.

Функциональные клавиши

Функциональные клавиши используются для управления средой Turbo Pascal. Они обозначаются F 1 , F 2 , ..., F 12 и располагаются в верхнем ряду клавиатуры.

Действия почти всех функциональных клавиш можно модифицировать тремя особыми клавишами: Alt (дополнительный), Ctrl (управление), Shift (сдвиг). Назначения основных функциональных клавиш:

F 1 – обратиться за справкой к встроенной справочной службе (Help – помощь);

F 2 – запись редактируемого текста в дисковый файл;

F 4 – используется в отладочном режиме;

F 5 – распахнуть активное окно на весь экран;

F 6 – сделать активным следующее окно;

F 7

F 8 – используется в отладочном режиме;

F 9 – компилировать программу, но не выполнять ее;

F 10 – перейти к диалоговому выбору режима работы с помощью главного меню;

Ctrl - F 9 – выполнить прогон программы, компилировать программу, находящуюся в редакторе, загрузить ее в оперативную память и выполнить, после чего вернуться в среду Турбо Паскаля;

Alt - F 5 - сменить окно редактора на окно вывода результатов работы программы.

Порядок работы с Pascal– программой

1. Набор текста программы. Текстовый редактор среды Turbo Pascal предоставляет пользователю удобные средства создания и редактирования текстов программы. Из режима редактирования можно перейти к любому другому режиму работы Turbo Pascal с помощью функциональных клавиш или выбора нужного режима из главного меню.

Для перехода от состояния выбора режима из главного меню в состояние редактирования нужно нажать клавишу Esc , а для перехода к выбору из главного меню – F 10 .

Для создания текста программы нужно ввести этот текст с помощью клавиатуры. После заполнения очередной строки следует нажать на клавишу Enter , чтобы перейти курсором на следующую строку.

Окно редактора имитирует длинный и достаточно широкий лист бумаги, фрагмент которого виден в окне. Окно можно смещать относительно листа с помощью клавиш:

PgUp – на страницу вверх,

PgDn – на страницу вниз,

Home – в начало текущей строки,

End – в конец текущей строки,

Ctrl - PgUp – в начало текста,

Ctrl - PgDn – в конец текста.

Если вы ошиблись при выборе очередного символа, его можно стереть с помощью клавиши Backspace . Клавиша Del стирает символ, на который в данный момент указывает курсор. Команда Ctrl - Y удаляет всю строку, на которую указывает курсор. Команда Ctrl Q - L восстанавливает текущую строку (действует, если курсор не покидал измененную строку).

Начальный режим работы редактора – режим вставки. Редактор также может работать в режиме наложения. Переключает эти режимы клавиша Insert .

Обычно редактор работает в режиме автоотступа. В этом режиме каждая новая строка начинается в той же позиции на экране, что и предыдущая. Отказ от автоотступа – команда Ctrl - O - I . Повтор этой команды восстанавливает режим автоотступа.

Команды работы с блоками:

Ctrl - K - B – пометить начало блока,

Ctrl - K – пометить конец блока,

Ctrl - K - Y – стереть блок,

Ctrl - K - C – копировать блок,

Ctrl - K - V – переместить блок,

Ctrl - K - W – записать блок в дисковый файл,

Ctrl - K - R – прочитать блок из дискового файла,

Ctrl - K - P – напечатать блок.

2. Запись программы на диск. Основной формой хранения текстов программ вне среды являются файлы. Если вы создали новую программу, то среда Turbo Pascal еще не знает такого файла. Сохранить текст программы можно двумя способами:

    Нажать функциональную клавишу F 2 .

    F 10 ), выбрать команду File Save или Save as .

На экране появится небольшое окно запроса с надписью в верхней части: Save File as (сохранить файл с именем).

Ниже надписи располагается поле для ввода имени файла, в которое можно написать любое имя и нажать клавишу Enter . Текст будет сохранен.

3. Компиляция программы. Откомпилировать программу можно двумя способами:

    Нажать комбинацию клавиш Alt - F 9 .

    Войти в главное меню (клавиша F 10 ), выбрать команду Compile и в появившемся подменю команду Compile .

Если транслятор обнаружит синтаксическую ошибку, он прервет компиляцию, выдаст соответствующее сообщение на экран, указав место ошибки. При наличии ошибки необходимо ее исправить, записать измененный текст программы и заново откомпилировать.

4. Выполнение программы и просмотр результатов. После успешной компиляции программы можно попытаться выполнить ее. Прогон программы реализуется двумя способами:

    Нажать комбинацию клавиш Ctrl - F 9 .

    Войти в главное меню (клавиша F 10 ), выбрать команду Run и в появившемся подменю команду Run .

Если во время выполнения программы обнаружена ошибка, среда прекращает дальнейшие действия, восстанавливает окно редактора и помещает курсор на ту строку программы, где была обнаружена ошибка. Сложные ошибки выявляются с помощью пошагового исполнения программы, связанного с клавишами F 4 , F 7 , F 8 .

Просмотр результатов выполнения программы осуществляется двумя способами:

    Нажать комбинацию клавиш Alt - F 5.

    Войти в главное меню (клавиша F 10 ), выбрать команду Run и в появившемся подменю команду User Screen .

5. Выход из системы Турбо Паскаль. Выйти из среды Турбо Паскаль можно:

    Нажав комбинацию клавиш Alt -Х.

    Войти в главное меню (клавиша F 10 ), выбрать команду File и в появившемся подменю команду Exit .

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ Pascal

Министерство образования Российской Федерации

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

ИНФОРМАТИКА

Тема:

Среда и структура программирования Паскаль.

ФИО, группа:

Адрес студента:

Дата выполнения:

г. Санкт-Петербург

2010 г .

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Среда программирования. . . . . . . . . . . 5

3. Структурные компоненты Паскаля. . . . . . . 8

3.1 Константы, переменные, выражения. . . . 8

3.2 Ветвления и циклы. . . . . . . . . . . 9

3.3 Процедуры, функции, модули. . . . . . 11

3.3.1 Стандартные подпрограммы. . . . . 12

3.3.2 Процедуры. . . . . . . . . . . 16

3.3.3 Функции. . . . . . . . . . . . 16

3.3.4 Модули. . . . . . . . . . . . . 17

3.3.5 Пример структурированной программы 18

3.4 Используемые типы данных. . . . . . . 18

4 Объектно-ориентированное программирование. . . . 20

5 Средства визуального программирования. . . . . . 21

6 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . 22

1. Введение

Квалифицированное использование возможностей современных способов обработки информации с помощью персонального компьютера неизменно связано с использованием программ. А разработка и создание программ для решения различных практических задач – неотъемлемая часть деятельности всякого современного специалиста, работающего на уровне современных технологий. Однако, если исполняемая компьютерным процессором программа есть последовательность команд из нулей и единиц, то она понятна только профессиональным программистам. Это машинный код, который ориентирован на процессор компьютера, а никак не на человека. Проблема облегчения труда программиста решается использованием языков программирования высокого уровня – языков ориентированных не на компьютер, а на человека. Использование таких языков делает программирование доступным не только для профессиональных программистов, но и для любого грамотного с точки зрения информатики человека.

Язык программирования высокого уровня – формализованный способ записи алгоритма, достаточно близкий к естественному языку и потому доступный и понятный человеку, с одной стороны и в тоже время с другой стороны, достаточно формально ограниченный, чтобы его можно было преобразовать в машинный код с помощью программы-компилятора. Таким образом программа, написанная на языке высокого уровня является достаточно независимой от типа компьютера.

В эпоху больших ЭВМ такими языками были АЛГОЛ, ФОРТРАН, КОБОЛ на которых было написано множество серьезных научных и инженерных программ. В настоящее время число языков программирования высокого уровня во всех их версиях давно перевалило за тысячу. Каждых из них создавался для решения каких-либо конкретных целей и потому имеет свои различия и особенности. Так Бейсик – прост и удобен для компилирования. С и его продвинутый вариант С++ - мощное средство для профессионального программирования с использованием объектно-ориентированных технологий. Язык Java реализует возможности сетевого программирования. Ada – специально разработанное средство военного ведомства США, по синтаксису имеет сходство с языком Pascal.

Язык программирования Pascal разработан швейцарским ученым –математиком Никлаусом Вирдтом в конце 60-х – начале 70-х годов. Его назначение при разработке – обучение программированию. Название языка дано в честь французского математика Блеза Паскаля (1623-1662 г.г.). При всей простоте для понимания, язык достаточно мощный для решения множества задач. Язык очень быстро распространился на самых разных платформах, но особенно на IBM-совместимых компьютерах.

Первые поколения языка носили название Pascal, Turbo Pascal, после версии 5.5 появилась более мощная версия Borland Pascal. Нумерация продолжилась и наряду с Turbo Pascal 6, появилась версия Borland Pascal 6 а затем и Borland Pascal 7.0. Инструментальные средства этого программного продукта представляют собой интегрированную среду разработки программ, способную решить практически все задачи, стоящие перед программистом при разработке. Вот эти инструменты:

Редактирование – удобная подготовка и исправление текста программ;

Компиляция программы, сопровождаемая поиском ошибок программиста и квалифицированными подсказками об их возможном характере;

Средства настройки среды программирования и окружения (установка текущего каталога, установка опций для компилятора и т.д.);

Средства отладки программ, например, пошаговое исполнение программы, возможность просмотра любой переменной;

Запуск программы на исполнение непосредственно из среды программирования.

Результатом работы в среде программирования являются тексты программ – файлы с расширением.pas и исполняемые файлы типа *.exe, которые могут быть использованы уже как самостоятельный продукт вне среды программирования.

2. Среда программирования

После запуска файла BP.exe на экран монитора выводится интегрированная среда для работы с создаваемыми или открытыми файлами программ.

Рис. 1 Интегрированная среда Borland Pascal 7.0 в оконном режиме использования.

Работа в этой среде возможна как в оконном режиме (Рис. 1), так и в полноэкранном (Рис. 2). Переход между этими двумя режимам возможен применением аккорда Alt+Enter.

Рис.2 Полноэкранный режим работы

Полноценная работа над открытыми или создаваемыми программами возможна как в первом, так и во втором случае. Однако при использовании вывода на экран текстовой информации кириллицей возможны проблемы из-за разных кодовых таблиц DOS и Windows. В старых операционных системах (Windows 98 и ранее) эта проблема не возникает. Для WindowsXP она имеет место. Однако, если в полноэкранном режиме настроить использование кириллицы не удается, то при переходе на оконный режим (работает кодировка Windows) «абракадабра» кириллического текста восстанавливается в полноценный русский текст. Впрочем, на практике эту проблему чаще обходят, а не борются с ней, набирая русский текст латиницей, например: Zadaite chislo. Курьез, конечно, но широко используется. В более новых ОС (например Vista Starter) использование полноэкранного режима невозможно, работает только оконный.

Не воспринимают «продвинутые» ОС созданные в DOS –интегрированной среде и откомпилированные файлы Паскаля типа *.exe. Потому работа с Паскаль-программами в этом случае выполняется из среды редактора Паскаля с файлами типа *.pas.

В системе Borland Pascal 7.0 имеется и Windows-версия интегрированной среды программирования. Она запускается из файла BPW.exe. Окно этой среды на рис.3

Рис.3 Интегрированная среда программирования на Паскале для Windows.

Имеются очень незначительные отличия в Pascal для Windows от Pascal для DOS. Например, модуль для работы с монитором для DOS называется (и вызывается в программу в разделе Uses) Crt, а для Windows-версии это WinCrt. Еше …

Для получения курсовой работы в полном объеме обратитесь к автору по реквизитам:

Моб.: 8 908 220 4152, ICQ: 482030413, skype: nikosimych

…. надо ли заниматься изучением Паскаля если есть более мощный и более современный инструмент?

Ответ на этот вопрос однозначный: Паскаль по-прежнему необходим для обучения программированию. Отсутствие высокопрофессиональных тонкостей, затрудняющих понимание на этапе начала обучения программированию, делает язык программирования Паскаль высоко доступным и позволяющим освоить все необходимые навыки начинающему программисту. Пройдя первые шаги программирования на Паскале, не составляет глобального труда перейти к Delphi (если вы не профессиональный программист а инженер), языку С++ (если возникнет тяга к профессиональному программирования), Java или PHP (если вас привлекает работа в сети) и любому другому. Основы программирования значительно эффективнее прошагать на Паскале.

Список литературы:

1. Информатика. Базовый курс. С.В.Симонович и др. – СПб.: ПИТЕР, 2000г.

2. Вычислительная техника и программирование. Учебник для вузов. Под ред. А.В.Петрова – М.: Высшая школа, 1990г.

3. IBM PC для пользователей. Краткий курс. В.Э.Фигурнов – М.: ИНФРА, 1997г.

4. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0 А.Епанешников, В.Епанешников – М.: «ДИАЛОГ-МИФИ», 1995г.

5. Информатика. Учебник для вузов. Остройковский В.А., - М.: Высшая школа, 1999г.

6. Вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах. А.В.Петров и др. – М.: Высшая школа, 1984 г.

7. Турбо Паскаль 7.0. В.И. Грызлов, Т.П. Грызлова, - М., ДМК, 1998г.

8. Объектно-ориентированное программирование. Г.С.Иванова, Т.Н.Ничушкина, Е.К.Пугачев, - М., МВТУ им. Баумана, 2001 год.

Цели:

  • Обучающая : формирование представления о структуре программы на языке программирования Паскаль, изучение среды программирования Pascal ABC.
  • Развивающая : совершенствование умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать, развитие коммуникативных умений обучающихся.
  • Воспитательная : привитие студентам аккуратности при составлении алгоритмов и программ в тетради.

Задачи:

  • Повторить основные понятия темы «Алгоритмизация».
  • Разобрать пункты меню среды программирования Pascal ABC.
  • Изучить структуру программы.
  • Закрепить понятие структуры программы путем написания простейшей программы на языке программирования Паскаль.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Ведущий метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Основные средства обучения: презентация по теме урока, интерактивная доска, компьютер.

Программное обеспечение: операционная система Windows, среда программирования Pascal ABC, программное обеспечение интерактивной доски Notebook.

Структурные элементы урока:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Время
(мин)

1 Организационный Приветствие учащихся, объявление темы, цели урока 2
2 Актуализация знаний Проведение фронтального опроса Отвечают на вопросы 8
3 Усвоение новых знаний Объяснение нового материала с использованием презентации Усвоение новых знаний и овладение приемами работы в среде программирования Pascal ABC, делают записи в тетради. 20
4 Первичное закрепление знаний Объяснение структуры программы на примере программы, выводящей на сумму двух чисел. Написание в среде программирования Pascal АВС программы, выводящей на экран фамилию и имя ученика 13
5 Подведение итогов Выставление оценок активным обучающимся 2

Данный урок строится на использовании интерактивной доски. Приложение 1 содержит презентацию, созданную средствами программного обеспечения интерактивной доски SmartBoard Notebook.

I. Организационный момент (Приложение 1 , слайд 1).

Здравствуйте, садитесь!
Сегодня на уроке Вы познакомитесь со средой программирования Pascal ABC. Также мы с Вами изучим структуру программы, и уже сегодня на уроке Вы самостоятельно напишите свою первую программу на компьютере и увидите результат её выполнения.
Но прежде чем приступать к новой теме, повторим материал прошлых уроков, который нам понадобиться на уроке.

II. Актуализация и проверка знаний.

Вопрос

Ответ

Содержимое слайда

1. Слайд 2 Расположите в правильном порядке этапы разработки компьютерной программы:
  1. Постановка задачи.
  2. Разработка алгоритма решаемой задачи.
  3. Запись алгоритма на языке программирования.
  4. Трансляция программы.
  5. Отладка программы.
  6. Тестирование программы.
Обучающийся, перемещая объекты, устанавливает соответствие.
2. Слайд 3 Дайте определение алгоритма. «Алгоритм - это строго определённая последовательность действий, направленная на достижение определённых целей за конечное число шагов». (Привалов Егор Николаевич) Обучающийся после ответа на вопрос, нажимает на знак вопроса. На экране появляется определение алгоритма. Используется анимация объекта.

3. Слайд 4 Установите соответствие между графическими блоками алгоритма и их названиями. Овал – начало, конец алгоритма;
прямоугольник – арифметическое действие или последовательность действий;
ромб – выбор действия в зависимости от истинности или ложности условия;
параллелограмм – ввод/вывод значений переменных и текста;
стрелки – направление выполнения шагов алгоритма
Используется инструмент Перо

4. Слайд 5 Сформулируйте определение трансляции программы. Трансляция– это процесс создания исполняемой программы из исходной, т.е. операторы языка программирования преобразуются в машинные коды. Используется анимация объекта .

5. Слайд 6 Расположите блоки в правильном порядке. Два вида трансляторов: интерпритатор и компилятор. Интерпритатор последовательно анализирует и исполняет каждую строчку программы. Компилятор проводит полный анализ написанной программы и формирует полностью готовый к исполнению машинный код. Обучающийся перемещает объекты.

6. Слайд 7 Верный ответ:
Отладка – процесс исправления ошибок в программе.

7. Слайд 8 Перетащите все неверные варианты в корзину. Верный ответ:
Тестирование программы– это процесс изучения работы программы на как можно большем количестве наборов исходных данных.
Обучающийся перемещает объекты

8. Слайд 9 Установите соответствие между названиями типов данных. Integer – тип целых чисел;
Boolean – логический тип;
Char – символьный тип;
Real – вещественный тип;
String – строковый тип
Используется инструмент Перо

9. Слайд 10 Укажите тип величины, если значение величины равно:
‘компьютер’
151
0.15
‘компьютер’ – string
151– integer
0.15– real.
Обучающийся перемещает объекты

Молодцы! Наиболее активными были:______________, и чтобы Вам поставить оценку, предлагаю ответить на дополнительные вопросы:

  • Кто является автором языка программирования Паскаль? (Никлаус Вирт)
  • В каком году Вирт разработал Паскаль? (1970)
  • Приведите примеры других языков программирования? (Basic, Java, Си, Delphi)

III. Объяснение нового материала

Теперь переходим к теме нашего урока. Запускаем систему программирования Pascal ABC. Рабочее окно Pascal ABC содержит уже знакомые нам элементы: это Строка заголовка окна , кнопки: Свернуть, Развернуть на весь экран, Закрыть . Ниже находится Строка меню , затем Панель инструментов .
Под панелью инструментов находится Вкладка , т.е. та программа, которая сейчас открыта и Рабочее окно программы , т.е. окно в котором непосредственно будем набирать текст программы. По обе стороны от окна находятся Полосы прокрутки , которыми пользуются, если текст программы не вмешается в рабочее окно. Внизу экрана находится Строка состояния , показывающая на какой позиции стоит курсор: Строка 3, Столбец 4 (поменять положение курсора ).
Для того чтобы лучше ориентироваться в среде программирования Pascal ABC, разберем основные пункты меню .
Первый пункт меню Файл. Как и других приложениях Windows мы видим пункт меню Новый (создаем новую программу), Открыть (открываем ранее сохраненную программу), Сохранить (можем сохранить программу с расширением pas), Сохранить все (используется, если нужно сохранить несколько открытых программ), Печать, Настройка страницы , Выход (выйти из программы).
Следующий пункт меню Правка . Здесь находятся команды для работы с текстом программы. Можно отменить действие, восстановить действие, вырезать, копировать, вставить, найти, заменить, найти далее (необходимо показать учащимся: выделить часть программы, скопировать, вставить).
Следующий пункт меню Вид. В этом пункте можно включить/выключить окна выполнения программы, окна отладки и др. Для этого нажимаем на соответствующую команду и видим, что появилось окно выполнения программы. Эти понятия для Вас являются новыми, и в процессе дальнейшего изучения Паскаля Вы познакомитесь с ними более подробно.
В пункте меню Программа можно начать выполнение программы. Обратите внимание на комбинации горячих клавиш. Запишите в тетрадях: выполнение программы: Программа – Выполнить, или F9 или на Панели инструментов нажать. Завершение выполнения программы: Программа – Завершить, или Ctrl+F2 или на Панели инструментов нажать . (Приложение 1 , слайд 11).
Выполнить программу по шагам. Если допущена ошибка в программе или необходимо проверить часть программы, вы выполняете её по шагам, т.е. нажимаете F7, и каждое нажатие этой клавиши соответствует выполнению одной конкретной команды. Следующий пункт Добавить выражение: нажимаем, вписываем выражение и оно появляется в окне отладки.
Следующий пункт Сервис . В программе Pascal ABC есть встроенные задачи, чтобы просмотреть их содержимое необходимо выбрать пункт Просмотреть задание . Выбираем тему, задание, нажимаем просмотр и по условию мы можем составить программу, а программа Pascal ABC проверит правильность выполнения задания.
В пункте меню Помощь находится встроенный электронный учебник.
На Панели инструментов находятся кнопки, которые наиболее часто используются.
Познакомимся со структурой программы на языке программирования Паскаль.
Вашему вниманию предлагается небольшой ролик: Структура программы. Ваша задача – внимательно слушать и постараться запомнить основные блоки программы. ЦОР «Структура программы» (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) Минобразования и науки России (http://fcior.edu.ru/). Длительность: 1 мин.
Итак, перед Вами структура программы (Приложение 1 , слайд 12):

Блоки, выделенные зеленым цветом, являются необязательными и включаются в программу по мере необходимости (на слайде настроена анимация зеленых блоков, после объявления названия раздела, блок исчезает с экрана).
Рассмотрим структуру программы на примере алгоритма решения квадратных неравенств (Приложение 1 , слайд 13):

Напишем простейшую программу, выводящую на экран сумму двух целых чисел. Открываем среду программирования Паскаль ABC.

Program Example_1; {заголовок программы: служебное слово Program и имя, в котором не должно быть пробелов, оно должно состоять только из букв латинского алфавита, цифр и некоторых специальных символов}

Var x, y, z: integer; {раздел описания переменных; перечисляются все переменные, которые будут использованы в программе, а так же указывается тип этих переменных. В данном случае мы находим сумму двух целых чисел (x, y). Так как нам даны целые числа, то и результат суммы будет тоже целое число}

Begin {начало раздела операторов}.

Writeln (‘Введите два целых числа’); {оператор вывода, выводит на экран текст, заключенный между апострофами}
Readln (x, y); {оператор ввода, читает данные вводимые с клавиатуры. В нашей программе необходимо ввести два целых числа, после их ввода, переменной x присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной y присваивается значение равное второму введенному числу}.
z:=x+y; {оператор присваивания работает так: сначала вычисляется сумма переменных x и y , а затем, полученное значение присваивается переменной z }
Writeln (‘сумма чисел равна’, z); {оператор вывода, выводит на экран текст, заключенный между апострофами и значение переменной z}.

End. {конец раздела операторов}.

IV. Закрепление изученного материала

Задание. Написать программу, выводящую на экран приветствие и Вашу фамилию, имя.

V. Подведение итогов

– Молодцы! Сегодня на уроке Вы написали свою первую программу на компьютере. Домашнее задание: написать программу, выводящую на экран произведение двух чисел.

Средой программирования – комплекс программ, позволяющий выполнять комплекс операций, связанных с изготовлением программ, работой с ней и включает:

    интерпретатор, компилятор (транслятор);

    программу – оболочку, позволяющую с помощью меню управлять работой среды;

    интеллектуальный редактор текстов, позволяющий вводить и редактировать тексты программ;

    отладчик программ, предоставляющий в распоряжение пользователя специальные средства отладки, позволяющие ускорить отладку программ.

Среда программирования ТР может работать под управлением MS – DOS.

9. Состав среды программирования Turbo Pascal.

Среда программирования QBASIC содержит следующие файлы:

HERC. BGI - драйверы различных типов видеосистем ПК

LITT.CHR _ файлы, содержащие векторные шрифты

10. Данные и величины

Совокупность величин, с которыми работает ПК, принято называть данными . По отношению к программе данные делятся на:

    исходные,

    промежуточные,

    результаты.

Правило: В сякая величина занимает свое определенное место в памяти ПК.

Величины делятся на постоянные и переменные .

Постоянные величины (Const ) – величины, значение которых указывается в тексте программы и не меняется в процессе выполнения.

Любая константа, как переменная, занимает ячейку памяти, а значение этих величин определяется двоичным кодом в этой ячейке.

Переменные величины - величины, значение которой изменяется в процессе выполнения программы.

Для обозначения переменной используются имена. Для каждой переменной в памяти ЭВМ выделяется одна или несколько ячеек памяти. Имя переменной служит как бы адресом ячейки, в которой хранится значение переменной. Указав в программе, мы можем извлечь имя из ячейки памяти значение переменной. Значит, вместо данных в программе участвуют имена переменных.

У каждой величины имеются 3 основных свойства:

Значение,

11. Типология данных. Характеристика основных типов данных.

Тип - множество значений, которые могут принимать объект и совокупность операций, допустимых над этими значениями.

Минимально необходимый набор основных типов данных.

    INTEGER - тип целый ,

    REAL - тип действительный ,

    CHAR - тип символьный ,

    BOOLEN - тип логический,

    BYTE - тип битовый (0 - 225)

Типы констант определяются по контексту(форма записи в тексте), а типы переменных устанавливаются в описаниях переменных.

Классификация данных по структуре.

Существует еще один вариант классификации данных - это классификация по структуре. Данные делятся на:

- простые (скалярные - одной величине соответствует одно значение),

- структурированные (одной величине соответствует множество значений -

это массивы, множества, строки и т.д.).

Похожие публикации